1 Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом [отцом их], вошли каждый со [всем] домом своим:

2 Рувим, Симеон, Левий и Иуда,

3 Иссахар, Завулон и Вениамин,

4 Дан и Неффалим, Гад и Асир.

5 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте.

6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их;

7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.

8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,

9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;

10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей].

11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь].

12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых.

13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам

14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

15 Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа,

16 и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет.

17 Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых.

18 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?

19 Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают.

20 За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался.

21 И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их.

22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.

Исход 1

IRINA1026
Комментарий
I. ИЗРАИЛь В ЕГИПЕТСКОМ
РАБСТВЕ (Гл. 1)
1:1-8 Первые слова книги: „Вот име-
на“ (древнеевр. веелех шемот) служат
ее названием в иудейских преданиях.
Насколько же Бог заботится о людях!
Для Него они не номера в списке, и не
единицы в памяти компьютера, а имена.
Иисус говорил о Пастыре Добром: „Он
зовет Своих овец по имени и выводит
их“ (Ин. 10:3). Эти слова очень хорошо
подходят к началу книги Исход. Изра-
ильтяне пришли в Египет пастухами, а
теперь они – рабы. Но Бог – Пастырь
Добрый, и Он „выводит их“.
Объяснение того, что значит число
семьдесят в отношении потомков Иако-
ва, приводится в комментарии к Книге
Бытия 46:8-27. Из этих семидесяти че-
ловек произошло несколько миллионов,
среди которых было 603 550 воинов на
тот момент, когда израильтяне готовы
были отправиться из Синайской пус-
тыни в Ханаан (Числ. 1:46). Стихи 6 и
7 указывают на то, что между концом
Книги Бытия и началом Книги Исход
прошло много времени. Стих 8 означа-
ет, что восстал новый царь, который не-
навидел потомков Иосифа. Сам Иосиф,
конечно же, уже был мертв.
1:9-10 Израильтяне стали настолько
многочисленны и сильны, что фарао-
ну показалось, что во время войны они
будут представлять для него серьезную
угрозу. Поэтому он решил обратить их
в рабство и уничтожить всех младен-
цев мужского пола, чтобы со временем
извести весь еврейский народ. В Писа-
нии упоминается о трех безжалостных
правителях, которые приказывали ис-
треблять ни в чем неповинных детей.
Это были фараон, Гофолия (4 Цар. 11)
и Ирод (Мф. 2). У этих преступлений,
которые были вдохновлены дьяволом,
была одна цель – уничтожение наро-
да, из которого должен был произойти
Мессия. Сатана никогда не забывал об
обещании Бога в Книге Бытия 3:15.
1:11-14 Фараон заставил порабощен-
ных евреев строить города для хранения
запасов – Пифом и Рамзес. Но, несмотря
на сильное угнетение, евреи не вымер-
ли. Наоборот, их стало больше! Фараон
замыслил зло, обратив евреев в рабство,
но Бог обратил это зло в добро. Тяжкий
труд подготовил израильтян к нелегко-
му переходу из Египта в Землю Обето-
ванную.
1:15-19 Шифра и Фуа – это, скорее
всего, главные еврейские акушерки.
Видя, как у еврейских женщин рожда-
ются мальчики, они их не убивали, воп-
реки приказу фараона. В оправдание
свое они говорили, что еврейские дети
рождались слишком быстро – еще до
прихода акушерок. В этом объяснении
была, похоже, доля правды.
1:20-22 В Каждодневных заметках
Союза Писания поведение акушерок по-
ясняется следующим образом:
„Акушерки получили награду – се-
мейное счастье (ст. 21) – не за то,
что лгали, а за то, что проявили че-
ловечность. Это вовсе не означает,
что цель всегда оправдывает средс-
тва, и тем более не означает, что не
существует абсолютных нравствен-
ных критериев. Но в мире, который
настолько глубоко погряз в грехе и
его последствиях, исполнение самых
важных обязанностей бывает иногда
возможным только ценой оставле-
ния менее важных. Но здесь, как и во
всех остальных случаях, справедли-
вы слова: „начало мудрости – страх
Господень“.
Обманутый акушерками, фараон прика-
зал своему собственному народу испол-
нять преступное повеление.

Комментариев к заметке еще нет

Для добавления войдите или воспользуйтесь формой ниже.

Вы должны войти чтобы комментировать не анонимно.

Уникальность

  • Сайт zametki.info это дневник ваших личных размышлений над Библией. Это инструмент ученичества и духовной подотчетности.
  • А благодаря ImagePlan это возможность наглядно видеть прогресс чтения Писания.
  • * Авторские права на переводы Библии принадлежат их авторам и(или) издателям. В этом некоммерческом проекте они использованы в ознакомительных целях.